Тренировка навыков
письма
Для
успешного развития тонкой
моторики руки желательны следующие
психолого-педагогические условия:
- не следует
торопиться переходить к письму слов и фраз: в дополнительной тетради можно
сосредоточится на письме отдельных букв.
- ни в коем случае не заставляйте
ребенка переписывать набело! У него будет получаться все хуже и хуже.
- соблюдение
принципов постепенности и умеренности нагрузки, развитие моторики
в игре, чередование
нагрузки на мышцы
руки, чередование
нагрузки с релаксационными упражнениями.
- упражнения по
тренировке моторики должны доставлять ребенку удовольствие и не должны
превышать 10—15 минут.
1. Тренировку навыков письма необходимо начать с
постановки руки: многие дети, имеющие трудности с письмом, неправильно держат
карандаш или ручку. Можно воспользоваться известным
способом «метки»: поставить
кружки на точки соприкосновения руки ребенка с ручкой.
У вас получится три метки: одна - на ручке, одна — на подушечке указательного
пальца, третья — на боковой поверхности среднего пальца, где правильно ложится
ручка.
2. Упражнения
по штриховке выполнять по принципу возрастающей трудности.
Ребенку предлагают
обвести карандашом небольшое
лекало или другую
несложную плоскую форму.
Затем ребенок должен
полученный контур заштриховать (по
вертикали, горизонтали, наискось).
Родители обязательно должны показать образец штриховки.
3. Раскраска. Ребенок раскрашивает рисунок
карандашами, стараясь работать как можно более аккуратно. Взрослый
обязательно должен оценивать успехи ребенка, поддерживая его даже малейшие
успехи: при этом можно поиграть «в школу».
4. Копирование
контура булавкой. Ребенку предлагается скопировать несложный
рисунок или геометрическую фигуру, обкалывая контур булавкой. При этом под
образец кладется чистый лист бумаги, на который будет переноситься рисунок, а
также небольшая подушечка из поролона. Полученный рисунок
можно потом раскрасить (убрав поролон).
5. Завязывание
- развязывание узелков и бантиков, заплетание - расплетание косы: работа с
бельевой веревкой, со шнурками. Можно попросить ребенка работать на «скорость».
По мере освоения упражнения веревка становится все более тонкой. Девочки могут
заплетать косы своим куклам, если у тех достаточно длинные волосы.
6. Вырезание
фигур ножницами по контуру (бумажной куклы, например).
7. Изготовление мелких поделок из бумаги
(кораблики, тюльпаны) Для этого вида работы можно взять соответствующую книгу в
детской библиотеке.
8. Работа с мелким конструктором, мозаикой.
Работа по образцу (важно!).
Рекомендации родителям
гиперактивных детей
1. В своих
отношениях с ребёнком придерживайтесь позитивной модели, хвалите
его в каждом
случае, когда он
этого заслужил,
подчёркивайте даже незначительные
успехи. Помните, что
гиперактивные дети игнорируют выговоры, но
чувствительны к малейшей похвале.
2. Не
прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребёнком должны
основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать вашу
помощь и поддержку. Совместно решайте возникшие трудности.
3. Чаще
говорите "да", избегайте слов "нет" и "нельзя".
4. Поручите
ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно. И
ни в коем случае не выполняйте их за него.
5.
Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём вместе с ребёнком его успехи
дома и в школе:
- Выполнение
домашних обязанностей;
- Учёба в
школе;
-
Выполнение домашних заданий.
6. Введите
балльную или знаковую систему вознаграждения.
7. Избегайте
завышенных или заниженных требований к ребёнку, старайтесь ставить перед ним
задачи, соответствующие его способностям.
8. Определите
для ребёнка рамки поведения, что можно и чего нельзя. Вседозволенность не
принесёт никакой пользы. Несмотря на наличие определённых недостатков,
гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей
проблемами.
9. Не
навязывайте ему жёстких правил. Ваши указания должны быть указаниями,
а не жёсткими правилами. Требуйте ребёнка выполнения правил, касающихся его
безопасности и здоровья, а в отношении остальных - с учётом ситуации.
10. Вызывающее поведение
ребёнка - это его способ привлечь внимание. Проводите с ним больше времени,
играйте, учите, как правильно вести себя в общественных местах.
11. Поддерживайте
дома чёткий распорядок дня. Приём пищи, прогулки, отход ко сну должны
совершаться в одно и то же время. За соблюдение режима ребёнком -награждение.
12. Дома следует
создать спокойную обстановку (в идеале - отдельная комната). Должно быть
минимальное количество предметов, которые могут отвлекать, рассеивать внимание
ребёнка. Цвет обоев должен быть неярким, преимущество отдаётся голубому. Было бы неплохо иметь в доме спортивный
уголок.
13. Если ребёнку
трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам.
Достаточно иметь хорошие оценки по 2-3 учебным дисциплинам.
14. По возможности,
избегайте большого скопления людей, т.к. пребывание там оказывает на ребёнка
чрезмерно возбуждающее действие. Оберегайте ребёнка от утомления, т.к. оно
приводит к снижению самоконтроля и нарастающей двигательной активности.
Старайтесь, чтобы он высыпался, т.к. недостаток сна ведёт к ухудшению внимания
и др.
15. Развивайте
осознанное торможение. Перед тем, как что-то делать, пусть считает
от 10 до 1.
16. Помните, ваше
спокойствие - лучший пример для ребёнка.
17. Давайте ребёнку
больше возможностей использовать избыточную энергию.
«Пальчиковая гимнастика»
1. Массаж
пальчиков. Ребенок сам или с помощью взрослого делает массаж каждого пальчика
левой и правой руки, начиная с кончиков пальцев через поглаживающие
движения, растирающие движения,
круговые движения. Повторять массаж (самомассаж) пальчиков обеих
рук в течение 1-2 минут, заканчивать поглаживающими движениями. Массаж
пальчиков проводится в начале, середине (при возникновении усталости) и в конце
работы. Массаж ведущей руки делается чаще.
2. «Приветствие
футболистов»: Дотронуться до каждого пальчика - «члена
команды» и
поздороваться: «Здравствуйте!
Здравствуйте!». Ребенок последовательно, в
нарастающем темпе, соединяет большой палец руки с
указательным, средним, безымянным,
мизинцем и обратно. Упражнение повторять
около 5 раз.
3. «Волны»: ребенок пытается сделать «волны»
кистями рук (как «умирающий лебедь»). Повторить обеими руками 2-3 раза.
4. «Крестики-нолики»:
ребенок поочередно делает «крестики» из указательного и среднего, безымянного
пальца и мизинца, а затем повторяет упражнение 2 для этих же пальцев.
5. «Колокольчики»:
ребенок в течение 30 -60 секунд потряхивает
кистями рук.
6. Упражнение
«змейка»: ребенок
пытается дотронуться кончиками
указательного, среднего и остальных пальчиков в отдельности то до основания
этого же пальчика, то как можно дальше до ладони. Повторить упражнение обеих
рук 3-4 раза.
7. «Музыка»:
ребенок совершает волнообразные движения (вверх-вниз) всеми пальцами руки так,
как будто играет на фортепиано. Повторить упражнение обеими руками 3-4 раза.
8. «Ножницы»:
ребенок пытается соединить пальчики парами и развести пары как
можно дальше. Повторить 5
раз. Затем ребенок пытается
отвести указательный пальчик от остальных, крепко сжатых. Повторить 5 раз.
9. «Круги»:
ребенок пытается рисовать «круги» в воздухе каждым пальчиком обеих рук.
Повторить 5 раз.
10. Повторение
упражнений 3, 5, затем - массаж. При возможности можно провести
игру «театр теней». После проведения
пальчиковой гимнастики можно поиграть
с ребенком, обучив, его
изображать из рук различные
персонажи теневого театра (собаку, утку,
лань). Для этой игры удобно
использовать фильмоскоп (без пленки).
Пальчиковую
гимнастику желательно проводить каждый день, обязательно до и
после выполнения упражнений по
штриховке и письму. Количество повторений
упражнений можно уменьшить или увеличить в зависимости от желания ребенка.
Статья о психологических особенностях детей-шестилеток.
Рекомендации родителям
по профилактике
употребления бранных слов
1. Не ругайте
ребёнка, как это часто делают многие, и не угрожайте, что станете ругать его,
если он будет говорить бранные слова.
2. Постарайтесь
сделать так, чтобы он был как можно более откровенен с вами. Это позволит
непосредственнее высказываться в вашем присутствии, и тогда то, чему он
научился, он скажет Вам, а не произнесёт при посторонних.
3. Обескуражьте
ребёнка - это наилучший способ повлиять на него. Когда он станет говорить
бранные слова, отнеситесь к этому спокойно, мягко, добродушно. Ласковое
обращение сразу же притупляет оружие, которое в противном случае может стать
угрожающим.
4. Объясните
ребёнку, что говорить бранные слова также неприлично, как отрыгивать за столом
или не извиниться в нужный момент. Но объясните это кратко, не наказывая его.
5. Если случилось,
что ребёнок обронил какое-нибудь бранное слово при посторонних, кратко
извинитесь за него и сразу же смените тему разговора.