В рамках Декады профориентации с 20.11.2023 по 01.12.2023 г в школе прошли классные часы профориентационной направленности с использованием материалов проекта ранней профориентации для школьников «Шоу профессий». Учащиеся 1-4 классов познакомились с новыми выпусками 4 сезона «Под стук колес» ( 1б, 1в, 3г, 4а классы), «Задизайнено» (1а, 3в класс). Классный руководитель 4в класса Золотарева В.А. провела открытое внеклассное мероприятие «Профессий прекрасных на свете не счесть». В ходе мероприятия учащиеся научили определять типы профессий: «человек — человек», «человек — знаковая система», «человек- техника» и т. д. В конце занятия классный руководитель провела игровой тест на раннюю профориентацию учащихся. 20 ноября учащиеся 3а класса (классный руководитель Антоновская Е.В.) посетили МАУ Школьная столовая «Самородок». Технолог столовой Филиппова Евгения Владимировна ( а по совместительству мама Васильева Кости) рассказала детям о процессе приготовления блюд, познакомила с производственным оборудованием столовой (холодильники, электропечи, овощечистки, мясорубки, контейнеры, в которых доставляется в школе, складские помещения, весы, кондитерский цех, баки для приготовления блюд, оборудование для мытья посуды), рассказала об истории столовой, показала сервировочные залы для торжественных мероприятий. Детей заинтересовал аппарат для приготовления сладкой ваты. 21 ноября учащиеся 3б класса (классный руководитель Белокрылова Л.О) посетили ПЧ-16, где познакомились с работой пожарных, оборудованием и спецтранспортом для тушения пожаров. 22 ноября учащиеся 2а класса (классный руководитель Кузнецова О.А.) посетили Отделение связи г. Балей по адресу ул. Погодаева, 66, где работник почты Пальянова Оксана рассказала детям о том, как сортируется корреспонденция и посылки, как работают операторы в приемном зале, как загружается сумка почтальона , какие виды транспорта обслуживают почтовое отделение и т. д. 29 ноября учащиеся 2б класса посетили пекарню «Веселый пекарь» . Участники экскурсии буквально шаг за шагом наблюдали весь производственный процесс, наблюдая , как рождается аппетитная продукция : хлеб, пирожки, сдобы, пряники, пирожные. Во второй четверти во всех учебных кабинетах оформлены уголки профориентации.
В начальной школе профориентационная работа ведется непосредственно на уроках и во внеурочное время. Среди множества форм внеклассных мероприятий для нее лучше всего подходят: классный час; экскурсия; беседа; проект; конкурс; игра. Эффективность воспитания интереса к труду повышается, если учитель внедряет информацию о разных профессиях в учебный процесс. Уроки в начальной школе можно разнообразить, например, профориентационными играми. Применение такого метода позволяет оживить даже самый неинтересный предмет и достичь желаемой цели.
На внеклассных мероприятиях школьники знакомятся с новыми профессиями, перевоплощаются в их представителей, играют в сценках, соревнуются на конкурсах и готовят тематические проекты.
Родителям рекомендуется тоже подключаться к активному участию в социально-профессиональном самоопределении личности младшего школьника. Не стоит отказываться от приглашения учителя посетить классный час и рассказать детям о своей работе.
Экскурсии на различные предприятия, в спасательные службы, встречи с людьми, которые там работают, – все это помогает успешно решать задачи профессиональной ориентации в начальной школе. Чем больше профессий знает младшеклассник и чем более обширны эти знания, тем меньше у него будет риск совершить ошибку при выборе учебного заведения в старших классах и дальнейшем трудоустройстве.
Профориентационная работа с учащимися 1-4 классов не ограничивается описанными выше формами и методами. Среди других, которые также часто используются учителями, можно выделить коллективное оформление уголка профессии в классе. Материалы: тематическая литература, вырезки из газет, фотографии, связанные с определенной профессией. Экскурсии на предприятия. Цель: знакомство школьников с профессиями, востребованными в родном городе или поселке. Просмотр видео о профессиях с последующим их обсуждением.